Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Доступная среда — целевая программа, направленная на создание условий для полноценной интеграции маломобильных групп населения. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ответственное лицо по организации работы с детьми-инвалидами

Колесникова Светлана Вячеславовна, заместитель заведующего по УВР; контактные данные: раб.телефон: 8(8652) 23-95-03(доб 102) 

Специально оборудованные учебные кабинеты

В  МБДОУ – д/с №72 «Берегиня» функционирует 11 возрастных групп, из них:   2 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную обеденную зоны.

При организации образовательного пространства воспитатели и специалисты нашего детского сада руководствуются следующими принципами: информативность, вариативность, полифункциональность,  трансформируемость,  интегративность.

В каждой группе создано прозрачное зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства: центр воды и песка; творческий центр, где проводится куклотерапия, арт-терапия и лечебные спектакли; научный центр для опытно-экспериментальной деятельности; центр литературы; центр двигательной активности и др.

 Созданная развивающая предметно-пространственная  среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться здоровой, творчески способной личностью.

 Наличие музыкальных, театральных зон, уголков изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, а также коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем.

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет учителя-логопеда

В ДОУ имеются 2 кабинета для проведения коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Кабинет учителя-логопеда предназначен для:

  • проведения диагностического обследования речевого развития детей       дошкольного возраста.
  • проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-         логопеда с детьми.

Оснащение кабинета:

  • зеркало настенное;
  • зеркала для индивидуальной работы;
  • шкафы для хранения пособий;
  • столы и стулья для детей;
  • стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.

Учебно-методические пособия для коррекционной логопедической работы:

  • по звукопроизношению: речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный     материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое   домино, логопедическое лото, магнитная азбука, кубики с алфавитом;
  • по фонетическому восприятию: наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха; — по   лексическому запасу: дидактические игры, наборы иллюстрированного материала;
  • по связной речи: наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов;
  • методическая литература по разделам;
  • для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал,пирамидки,     разрезные картинки разной конфигурации, наборы картинок;
  • картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и   игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки,   упражнения на релаксацию;
  • пособия и материалы на развитие дыхания: свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные   пузыри;
  • пособия и материалы для развития мелкой моторики: матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты;
  • по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Кабинет педагога-психолога

В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфере развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Кабинет оборудован методической литературой, настольными дидактическими играми, сенсорным столом для песочной терапии.

Музыкальный зал

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным мультимедийным оборудованием, цифровым фортепиано,  ноутбуком, музыкальным центром.

Имеются учебно — методические материалы: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, набор кукол для кукольного театра, детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки). Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.

Библиотека

Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете, где широко представлена учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. В каждой группе имеются литературные центры, где находится художественная литература для детей, и методическая литература для педагогов.

Спортивные объекты

Для развития оптимальной двигательной активности детей физкультурный зал оснащен:

  • спортивными модулями для создания различных комбинаций;
  • имеется надувной батут;
  • фитболы;
  • тренажеры для развития различных групп мышц;
  • сухие бассейны для релаксации, массажа
  • нестандартное физкультурное оборудование;
  • атрибутами для подвижных игр.

Средства обучения и воспитания

  • Кабинет учителя-логопеда
  • Кабинет педагога-психолога

Воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию их компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки. Дети  с ограниченными возможностями здоровья поступают в ДОУ по заключению ТПМПК,  дети-инвалиды —  ИПРА, справка МСЭ.  Администрация и педагогический коллектив МБДОУ стремятся создать все необходимые условия для образовательного процесса  детей  с ОВЗ. Для детей  с ОВЗ разработана адаптированная программа . Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется педагогом-психологом,  учителем-логопедом, воспитателями. Педагогами разрабатываются индивидуальные планы работы с детьми-инвалидами на основе предоставленных в ДОУ индивидуальных программ реабилитации и  абилитации с учетом всех рекомендаций. Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает  занятия по развитию речи, музыке, рисованию, физической культуре, в соответствии с учебным планом группы, в которой находятся дети-инвалиды   Обязательно посильное участие детей-инвалидов во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями. Для комплексной оценки физического состояния детей два раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, сводное диагностирование. Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование детей-инвалидов с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ППК и  отображаются в отчетах педагогов на каждого ребенка индивидуально.

Особенностью  коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является обязательность адекватности образовательной программы не возрастному стандарту, а индивидуальному образовательному потенциалу каждого конкретного ребенка, его физическим и психическим возможностям.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для обеспечения доступа в здание инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья  при входе в здание ДОУ имею ется   зрительные ориентиры, на здании висит табличка Брайля. Входная площадка имеет навес, звонок при входе.

Специальные условия питания

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения (СП 2.3/2.4.3590-20).

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предполагается.

Специальные условия охраны здоровья

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья детей осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ СК «Городской детской поликлиникой №3» города Ставрополя.

Функционирует психолого—педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение психолого-  — педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со специальными образовательными  потребностями , возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психологического здоровья воспитанников. Для категории детей-инвалидов  разработан индивидуальный образовательный маршрут развития, для детей с ОВЗ адаптированная образовательная программа.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Доступ к информационным системам

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении нет свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Имеются электронные образовательные ресурсы,которые используются педагогами в образовательном процессе для обучения и воспитания детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
 

Электронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Специальные технические средства обучения

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
  • музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Жилые помещения в общежитии, интернате

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание условно доступен для некоторых категорий инвалидов. 

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie